Растворимый кофе

         Кофе подобно чаю так же имеет много различных сортов и марок, способов приготовления, степеней обжарок, соотношения робусты и арабики и ещё множество нюансов, которые и определяют стоимость и вкус кофе.

         Кап-тестеры – это люди которые подбирая сорта кофе с определённой степенью обжарки, составляют из них купажи и определяют какой кофе должен быть на вкус. Кап-тестеры различают порядка 700 оттенков вкуса, для сравнения Сомелье в винах различают только 300 оттенков вкуса. И стоимость кофе приобретает только после обжарки, т.к. можно и испортить, обжарив не так, тем самым «убить» вкус кофейного зерна.                            

         Маркетологи прорабатывают дизайн упаковки, чтобы она сама себя продавала. Технологи воплощают все эти идеи в жизнь. И мы с Вами получаем возможность оценить, как эти шедевры будут продаваться.

        Мы разделяем кофе на 5 основных групп:

  1. Растворимый кофе, весь кофе можно растворить в обычной кружке. Порошок, гранулы или кристаллы (freeze-dry) - это зависит от способа производства. Производство кофе в кристаллах самый дорогой способ, поэтому и кофе на полке будет стоить дороже, чем в порошке или гранулах. Это самый современный способ производства, поэтому кофе получается по вкусу наиболее приближенный к натуральному. Благодаря этому, кофе в кристаллах продаётся больше чем в порошке и гранулах вместе взятых.
  2. Натуральный кофе, подразделяется на зерновой и молотый. Для приготовления необходима кофемашина, кофеварка, турка или френчпресс, в зависимости от степени помола. Кофе особо мелкого помола иногда заваривают прямо в кружке.     
  3. Порционный кофе, где в 1 пакетике порция на 1 кружку, мы выделяем в отдельную группу так как его можно продавать там, где обычный кофе не продаётся. В каждом ларьке или на кассе отдельно от кофейной полки. Его продажи носят импульсный характер, т.е. увидел-захотел-купил. Особенно пользуется спросом 3в1, порция которого вместе с растворимом кофе содержит ещё сахар и сухое молоко.
  4. Кофейные напитки. Некоторые из них конечно ничего общего с кофе не имеют, но традиционно продаются рядом с кофе, поэтому мы их и объединяем в эту группу. Это цикорий, кофейный напитки, какао и т.п.
  5. Капсульный кофе. Молотый кофе запечатанный в капсулу, для приготовления 1 порции кофе, которая подходит только к определённому типу кофемашин. В России продажи капсульного кофе только начинают набирать обороты. В традиционный продуктовых магазинах его пока нет, но в течении 5 лет предполагаю, он и там займёт место на полках.

         Сегодня рассмотрим самую продаваемую группу - растворимый кофе.

В Челябинске на полках в обычных продуктовых магазинах присутствуют около 57 различных торговых марок. Мы традиционно покажем только 30 лучших. Первая тройка всем хорошо известна и традиционна для всей России. Nescafe, Tchibo и Jacobs.

       Nescafe стабильно лидируют с двумя марками Classic и Gold.

       Tchibo долгое время меняли конфигурации банок, дизайн этикетки, вводили и выводили линейки продукции. В 2015 году закончили свои творческие поиски, новая банка и этикетка понравилась Покупателю и Tchibo вернуло себе лидирующие позиции на полках со своими марками Exclusive и Gold. Несмотря на Европейское производство, цена на продукцию остаётся доступной.

        Jacobs продолжает лидировать с линейкой Jacobs Monarch. Даже читая название этой марки мы ощущаем аромат из рекламного ролика. Премиальный Carte Noire, меняя страну производства, изменил вкус, что привело к снижению его продаж, но до сих пор остаётся одним из лидеров премиального кофе. Крафт вывел и новые торговые марки Millicano и Velour, но не смотря на рекламу до лидера им ещё далеко. 

Кофейная полка в Челябинске

Радуют торговые марки Компании Хорсъ. Кофе Today очень успешно наращивает продажи последние 6 лет. Удачное соотношение немецкого качества, приемлемой цены и вкусного кофе. А постоянные акции, это важное дополнение к хорошему продукту. Справедливости ради надо сказать, что последние 3 года Хорсъ ежемесячно проводит акции на свои торговые марки, что естественно поднимает продажи. Все торговые марки импортного производства: Индийский, Московский, Wild Nature – производят в Индии Egoiste и Bushido – в Швейцарии, Today, Grandos и некоторые позиции Egoiste производят в Германии.

Прочные позиции в Челябинске заняла торговая марка LEBO. Это один из лучших российских производителей кофе по доступной цене. Благодаря тому, что он российского производства, Lebo подорожало меньше чем импортный кофе, а вкус сохранил на прежнем высоком уровне. С учётом того, что заработные платы у Покупателей не выросли, то этот факт является важным аргументом. И продажи Lebo подтверждают это.

Jardin и Жокей, несмотря на то, что эти марки принадлежат лидеру в чае Компании Орими Трейд, в категории товаров кофе они не смогли занять первые строчки рейтинга. Здесь есть более серьёзные Компании. Поэтому продажи с полки этих марок, не смотря на рекламу, оставляют желать лучшего.

Компания Strauss сильный производитель, но её ценовая политика, когда цены скачут так, что у всех вызывает опасения, не попасть бы с дорогой ценой. В результате эта одна из основных причин плохой представленности Чёрной карты. Ведь сомнений в продаваемости Чёрной карты ни у кого не возникает. Ambassador Platinum, это вторая марка, которая продаётся у Компании Strauss, раньше она называлась Elite Platinum и хорошо продавалась в каждом магазине, видимо название Elite больше нравилось нашему Покупателю, а может и не в этом причина снижения продаж.   

В списке еще видим всеми узнаваемую марку Pele, которая известна нам с 90-х годов. Наверное, людей которые знают кофе Pele в России уже больше, чем тех, кто знает легендарного футболиста Pele, по фамилии которого названа эта марка. Но если 15 лет назад она была как Nescafe в каждом магазине, то сейчас увы и ах её время прошло. Хотя традиционно ещё в некоторых магазинах ещё присутствует на полках.                  

В последние время активно занимает полку Компания Intergroup. Благодаря хорошему соотношению цена-дизайн-качество и главный её секрет промо акции, которые последние 2 года ежемесячно двигают торговые марки этой Компании. Senator, Italica, Café Crème, Napoletano, Главкофе – все эти новинки начинают занимать прочное место на полках в магазинах Челябинска.

Конечно же много марок не смогли удержаться на полках такие как Moccona и Milagro. Другие, хорошо всем известные торговые марки, не смогли выйти на достойные продажи, такие как Grand, Московская кофейня на паяхъ и MacCoffee. Причины конечно у каждой марки свои, но факт есть факт. Посмотрим, какие изменения мы увидим в категории растворимого кофе на полках обычных розничных магазинов в этом году.

Желаю всем благополучия, процветания, здоровья и конечно же удачной торговли.

С уважением к Вам и Вашему бизнесу Станислав Крылов.

director@l-c-t.ru